Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные туристы-спасатели» педагога дополнительного образования МБОУ ДО «Дворец детского творчества имени Ю.А. Гагарина» Стахневой Натальи Геннадьевны

 

Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Юные туристы-спасатели» педагога дополнительного образования МБОУ ДО «Дворец детского творчества имени Ю.А. Гагарина»  Стахневой Натальи Геннадьевны

 

Представленная на рецензию дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные туристы-спасатели» относится к туристско-краеведческой направленности и направлена на формирование навыков здорового образа жизни и безопасного поведения учащихся средствами спортивного туризма и ориентирования. Программа рассчитана на 4 года, предназначена для учащихся 11-17 лет. Программа является разноуровневой. Первый год обучения имеет стартовый уровень, второй и третий года — базовый, четвертый год — продвинутый.

Программа разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г.; Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства образования и науки РФ  № 09-3242 от 18.11.2015г.); Приказа Министерства просвещения РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 196 от 09.11.2018г.; Национального проекта «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол № 16 от 24.12.2018г.); Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ № 467 от 3.09.2019г.); Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» № 28 от 28.09.2020г.; Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ № 678-р от 31.03.2022г.).

Структура программы соответствует требованиям и включает в себя комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы, содержащий пояснительную записку, цель и задачи, содержание и планируемые результаты программы; комплекс организационно-педагогических условий, содержащий календарный учебный график, условия реализации, формы контроля, оценочные и методические материалы программы, список литературы и приложение.

В пояснительной записке разработчик программы педагогически грамотно показывает актуальность, отличительную особенность, педагогическую целесообразность программы, ее объем, срок освоения, режим и виды занятий.

Отличительная особенность программы заключается в том, что в ней наряду с формированием у учащихся туристских знаний, умений и навыков, особое внимание уделяется формированию знаний, умений и навыков деятельности в чрезвычайных ситуациях, в ее профессиональной ориентированности на подготовку к службе в системе МЧС РФ.

Педагогическая целесообразность программы в ее направленности на формирование у учащихся навыков здорового образа жизни, физических, нравственных и морально-волевых качеств, а также на приобретение специализированных знаний и умений действий в экстремальных ситуациях.

Цель и задачи программы сформулированы четко и ясно в соответствии с уровнями освоения, содержание программы соответствует поставленным задачам, учебно-тематическому плану и возрастным особенностям учащихся.

Высокой оценки заслуживает предложенная концентрическая схема изучения материала, включающая основные разделы: «Основы туристской подготовки», «Топография и ориентирование», «Краеведение», «Профориентация», «Основы медицины», «Общая и специальная физическая подготовка», «Специальная подготовка».

Программа логически выстроена и обоснована, целесообразно отобрано содержание и распределено учебное время. Данная программа может быть рекомендована к использованию в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования в объединениях туристско-краеведческой направленности.

 

 

 

Начальник МБУ «ИМЦ»                                                           В.А. Ярмолицкая

Рецензент: методист МБУ «ИМЦ»                                          Н.А. Немцева

 

 

Содержание

 

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы

  • Пояснительная записка                      3
  • Цель и задачи программы                  7
  • Содержание программы                    10
  • Планируемые результаты                 49
  1. Комплекс организационно-педагогических условий
  • Календарный учебный график         53
  • Условия организации программы    54
  • Формы контроля                                   55
  • Оценочные материалы                        56
  • Методические материалы                   58
  1. Список литературы                               66

Приложение                                           67

 

 

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

 

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные туристы — спасатели» имеет туристско-краеведческую направленность и разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
  • Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства Ф № 996-р от 29.05.2015г.);
  • Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ № 678-р от 31.03.2022г.);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015г.);
  • Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 196 от 9.11.2018г.;
  • Национальным проектом «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол № 16 от 24.12.2018г.);
  • Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование», протокол № 37 от 7.12.2018г.);
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» № 467 от 03.09.2019г.;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» № 28 от 28.09.2020г.;
  • Приказом Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» № 740 от 09.04.2019г.;
  • Локальными актами МБОУ ДО «Дворец детского творчества имени Ю.А. Гагарина».

 

 

Актуальность программы

Туризм является одним из самых оптимальных способов организации активного познавательного досуга учащихся, способствующего укреплению физических и духовных сил, развитию самостоятельности и коллективизма, воспитанию трудолюбия и любви к родному краю.

Спортивный туризм — это популярный вид спорта, в котором участники соревнуются в преодолении естественных препятствий. Спортивный туризм немыслим без командного духа и товарищества, взаимопомощи и взаимовыручки, самодисциплины и самообладания, общения с природой.

Спортивное ориентирование — это не менее популярный вид спорта,                в котором участники соревнуются в прохождении дистанции через контрольные пункты, расположенные на неизвестной местности, с помощью карты и компаса. Спортивное ориентирование требует выносливости, скорости, умения логически мыслить.

Спортивный туризм и спортивное ориентирование помогают обрести навыки точного ориентирования на местности, принятия быстрого решения в экстремальной ситуации, поэтому являются хорошей базой для подготовки спасателей.

Благодаря относительной доступности, данные виды спорта с одной стороны, являются популярными во всех слоях населения и во всех возрастных группах, в том числе среди детей и подростков, а с другой стороны — требуют разносторонних знаний, умений и навыков.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные туристы-спасатели» является модифицированной и разработана на основе учебно-методического пособия «Юные туристы-спасатели: образовательные программы для системы дополнительного образования детей», а также туристского и педагогического опыта разработчика данной программы с учетом современных нормативно-правовых документов.

Отличительная особенность программы

В отличие от вышеназванной программы, в настоящей программе большое внимание уделяется краеведению Кузбасса, а также знакомству с профессиями, требующими наличия туристских навыков. Последние годы отмечены критическим ростом природных и техногенных катастроф. Чтобы уменьшить число жертв среди населения — требуются специально подготовленные кадры, которые в любую минуту готовы прийти на помощь пострадавшим или попавшим в беду людям. В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку учащихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.

Отличительная особенность программы как раз и заключается в том, что в ней наряду с формированием у учащихся туристских знаний, умений и навыков, особое внимание уделяется формированию знаний, умений и навыков деятельности в чрезвычайных ситуациях, в ее профессиональной ориентированности на подготовку к службе в системе МЧС РФ.

Педагогическая целесообразность программы заключается в ее направленности на развитие у учащихся физических, нравственных и морально-волевых качеств, формирование навыков здорового образа жизни и действий в экстремальных ситуациях, а также на профессиональное самоопределение.

Программа разноуровневая, имеет три уровня сложности. Первый год обучения имеет стартовый уровень, второй и третий года — базовый,                       четвертый год — продвинутый. На стартовом уровне учащиеся получают начальные знания по туризму и ориентированию, участвуют в соревнованиях на базе образовательного учреждения. Получают первичные знания о походах, личном и групповом снаряжении, оказании первой помощи, совершают 1-2 дневные некатегорийные походы в окрестностях города Прокопьевска. На этом уровне большое внимание уделяется физической подготовке учащихся.

Обучаясь на базовом уровне, учащиеся расширяют знания и умения по туризму и ориентированию, оказанию первой помощи, участвуют в городских и областных соревнованиях. Овладевают навыками выживания в сложных условиях (климатических, погодных, бытовых), проходят подготовку к выживанию в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях, а также к действиям в условиях поисково-спасательных работ.                   На этом этапе большое внимание уделяется не только физической, но и специальной подготовке, изучению туристических возможностей Кузбасса с последующим осуществлением походов 1-2 категории сложности в Горную Шорию и Кузнецкий Алатау.

На продвинутом уровне происходит углубление ранее полученных знаний, умений и навыков, учащиеся участвуют в областных, региональных и всероссийских соревнованиях, совершают походы 1-3 категории сложности в Кузнецкий Алатау. Большое внимание уделяется профориентационной деятельности — знакомству с профессией спасателя и учебными заведениями, где эту специальность можно получить.

Адресат программы

Программа рассчитана на учащихся в возрасте 11-17 лет. Прием учащихся производится на основании письменного заявления родителей и справки о состоянии здоровья (в связи с повышенной физической нагрузкой на занятиях). Наполняемость группы: 11-15 человек.

Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 4 года обучения. Время, отведенное на обучение в первый учебный год, составляет — 144 часа, из расчета 4 часа в неделю, второй — четвертый года обучения — 216 часов, из расчета 6 часов в неделю. Общее количество: 792 часа.

Режим занятий

Уровень

освоения

программы

Год обучения Количество

часов

занятия

Количество занятий в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год
Стартовый 1 год 2 часа 2 раза 4 часа 144 часа
Базовый 2 год 3 часа 2 раза 6 часов 216 часов
3 год 3 часа 2 раза 6 часов 216 часов
Продвинутый 4 год 3 часа 2 раза 6 часов 216 часов

 

Форма обучения: очная.

Формы организации обучения:

  • групповые;
  • микрогрупповые.

Формы занятий:

  • теоретические занятия;
  • занятия-соревнования;
  • занятия на местности;
  • занятия-тренировки;
  • занятия-тренинги;
  • занятия-игры;
  • экскурсии;
  • походы.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: формирование у учащихся навыков здорового образа жизни и безопасного поведения средствами спортивного туризма и ориентирования.

Задачи программы:

Образовательные:

  • дать учащимся знания, умения и навыки по спортивному туризму и ориентированию, оказанию первой помощи и краеведению;
  • обучить учащихся правилам безопасного поведения на соревнованиях и в природной среде;
  • обучить способам и приемам пользования туристским и аварийно-спасательным оборудованием, снаряжением и инструментами;
  • познакомить с профессиями, требующими владения туристскими навыками.

Развивающие:

  • формировать навыки здорового образа жизни, развить физические качества учащихся: выносливость, ловкость, силу, быстроту;
  • развивать способность быстро оценивать обстановку, адекватно реагировать на возникающие нестандартные, в том числе, экстремальные ситуации;
  • развивать у учащихся интерес к профессиональному самоопределению, направленному на осознанный выбор профессии в системе МЧС РФ.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство патриотизма, ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
  • воспитывать морально-волевые качества: целеустремленность, дисциплинированность, самостоятельность, терпеливость, смелость, настойчивость, решительность, способность переносить физические и психологические нагрузки;
  • воспитывать нравственные качества: трудолюбие, дружелюбие, сплоченность, сотрудничество, умение работать в команде.

 

Цель программы стартового уровня: формирование интереса учащихся к спортивному туризму и ориентированию.

Задачи программы стартового уровня:

Образовательные:

  • дать учащимся основы знаний об истории развития туризма;
  • дать учащимся начальные знания, умения и навыки по спортивному туризму и ориентированию, оказанию первой помощи и краеведению;
  • познакомить с правилами безопасного поведения на занятиях, соревнованиях, в походе;
  • познакомить с личным и групповым туристским снаряжением.

Развивающие:

  • формировать навыки здорового образа жизни, развивать физические качества учащихся: выносливость, ловкость, силу, быстроту.

          Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному городу;
  • воспитывать морально-волевые качества: дисциплинированность, самостоятельность, терпеливость;
  • воспитывать нравственные качества: трудолюбие, дружелюбие; сплоченность, сотрудничество.

 

Цель программы базового уровня: формирование у учащихся навыков спортивного туризма и ориентирования, здорового образа жизни и безопасного поведения.

Задачи программы базового уровня:

Образовательные:

  • расширить знания учащихся об истории развития туризма;
  • расширить знания учащихся о природе и истории родного края;
  • расширить знания по технике и тактике спортивного ориентирования;
  • расширить знания об основах оказания первой помощи;
  • расширить знания о личном и групповом туристском снаряжении, познакомить со специальным туристским снаряжением.

Развивающие:

  • формировать навыки здорового образа жизни, развивать физические качества учащихся: выносливость, ловкость, силу, быстроту;
  • развивать способность быстро оценивать обстановку, адекватно реагировать на возникающие нестандартные, в том числе, экстремальные ситуации.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному краю, ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
  • воспитывать морально-волевые качества: дисциплинированность, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, решительность;
  • воспитывать нравственные качества: трудолюбие, дружелюбие, сплоченность, сотрудничество, умение работать в команде.

 

Цель программы продвинутого уровня: формирование у учащихся ответственного отношения к вопросам безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальной ситуации, стремления к здоровому образу жизни.

Задачи программы продвинутого уровня:

Образовательные:

  • углубить у учащихся знания, умения и навыки по спортивному туризму и ориентированию, оказанию первой помощи и краеведению;
  • углубить у учащихся знания, умения и навыки правил безопасного поведения на соревнованиях и в природной среде;
  • углубить у учащихся знания, умения и навыки пользования туристским и аварийно-спасательным оборудованием, снаряжением и инструментами.

Развивающие:

  • формировать навыки здорового образа жизни, развить физические качества учащихся: выносливость, ловкость, силу, быстроту;
  • развивать способность быстро оценивать обстановку, адекватно реагировать на возникающие нестандартные, в том числе, экстремальные ситуации;
  • развивать у учащихся интерес к профессиональному самоопределению, направленному на осознанный выбор профессии в системе МЧС РФ.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма, ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
  • воспитывать морально-волевые качества: целеустремленность, дисциплинированность, самостоятельность, терпеливость, смелость, настойчивость, решительность, способность переносить физические и психологические нагрузки;
  • воспитывать нравственные качества: трудолюбие, дружелюбие, выносливость, сплоченность, сотрудничество, умение работать в команде…… далее