Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Юные туристы-спасатели» педагога дополнительного образования МБОУ ДО «Дворец детского творчества имени Ю.А. Гагарина» Стахневой Натальи Геннадьевны
Представленная на рецензию дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные туристы-спасатели» относится к туристско-краеведческой направленности и направлена на формирование навыков здорового образа жизни и безопасного поведения учащихся средствами спортивного туризма и ориентирования. Программа рассчитана на 4 года, предназначена для учащихся 11-17 лет. Программа является разноуровневой. Первый год обучения имеет стартовый уровень, второй и третий года — базовый, четвертый год — продвинутый.
Программа разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г.; Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015г.); Приказа Министерства просвещения РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 196 от 09.11.2018г.; Национального проекта «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол № 16 от 24.12.2018г.); Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ № 467 от 3.09.2019г.); Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» № 28 от 28.09.2020г.; Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ № 678-р от 31.03.2022г.).
Структура программы соответствует требованиям и включает в себя комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы, содержащий пояснительную записку, цель и задачи, содержание и планируемые результаты программы; комплекс организационно-педагогических условий, содержащий календарный учебный график, условия реализации, формы контроля, оценочные и методические материалы программы, список литературы и приложение.
В пояснительной записке разработчик программы педагогически грамотно показывает актуальность, отличительную особенность, педагогическую целесообразность программы, ее объем, срок освоения, режим и виды занятий.
Отличительная особенность программы заключается в том, что в ней наряду с формированием у учащихся туристских знаний, умений и навыков, особое внимание уделяется формированию знаний, умений и навыков деятельности в чрезвычайных ситуациях, в ее профессиональной ориентированности на подготовку к службе в системе МЧС РФ.
Педагогическая целесообразность программы в ее направленности на формирование у учащихся навыков здорового образа жизни, физических, нравственных и морально-волевых качеств, а также на приобретение специализированных знаний и умений действий в экстремальных ситуациях.
Цель и задачи программы сформулированы четко и ясно в соответствии с уровнями освоения, содержание программы соответствует поставленным задачам, учебно-тематическому плану и возрастным особенностям учащихся.
Высокой оценки заслуживает предложенная концентрическая схема изучения материала, включающая основные разделы: «Основы туристской подготовки», «Топография и ориентирование», «Краеведение», «Профориентация», «Основы медицины», «Общая и специальная физическая подготовка», «Специальная подготовка».
Программа логически выстроена и обоснована, целесообразно отобрано содержание и распределено учебное время. Данная программа может быть рекомендована к использованию в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования в объединениях туристско-краеведческой направленности.
Начальник МБУ «ИМЦ» В.А. Ярмолицкая
Рецензент: методист МБУ «ИМЦ» Н.А. Немцева
Содержание
- Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
- Пояснительная записка 3
- Цель и задачи программы 7
- Содержание программы 10
- Планируемые результаты 49
- Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарный учебный график 53
- Условия организации программы 54
- Формы контроля 55
- Оценочные материалы 56
- Методические материалы 58
- Список литературы 66
Приложение 67
- Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные туристы — спасатели» имеет туристско-краеведческую направленность и разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
- Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства Ф № 996-р от 29.05.2015г.);
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ № 678-р от 31.03.2022г.);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015г.);
- Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 196 от 9.11.2018г.;
- Национальным проектом «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол № 16 от 24.12.2018г.);
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование», протокол № 37 от 7.12.2018г.);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» № 467 от 03.09.2019г.;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» № 28 от 28.09.2020г.;
- Приказом Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» № 740 от 09.04.2019г.;
- Локальными актами МБОУ ДО «Дворец детского творчества имени Ю.А. Гагарина».
Актуальность программы
Туризм является одним из самых оптимальных способов организации активного познавательного досуга учащихся, способствующего укреплению физических и духовных сил, развитию самостоятельности и коллективизма, воспитанию трудолюбия и любви к родному краю.
Спортивный туризм — это популярный вид спорта, в котором участники соревнуются в преодолении естественных препятствий. Спортивный туризм немыслим без командного духа и товарищества, взаимопомощи и взаимовыручки, самодисциплины и самообладания, общения с природой.
Спортивное ориентирование — это не менее популярный вид спорта, в котором участники соревнуются в прохождении дистанции через контрольные пункты, расположенные на неизвестной местности, с помощью карты и компаса. Спортивное ориентирование требует выносливости, скорости, умения логически мыслить.
Спортивный туризм и спортивное ориентирование помогают обрести навыки точного ориентирования на местности, принятия быстрого решения в экстремальной ситуации, поэтому являются хорошей базой для подготовки спасателей.
Благодаря относительной доступности, данные виды спорта с одной стороны, являются популярными во всех слоях населения и во всех возрастных группах, в том числе среди детей и подростков, а с другой стороны — требуют разносторонних знаний, умений и навыков.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные туристы-спасатели» является модифицированной и разработана на основе учебно-методического пособия «Юные туристы-спасатели: образовательные программы для системы дополнительного образования детей», а также туристского и педагогического опыта разработчика данной программы с учетом современных нормативно-правовых документов.
Отличительная особенность программы
В отличие от вышеназванной программы, в настоящей программе большое внимание уделяется краеведению Кузбасса, а также знакомству с профессиями, требующими наличия туристских навыков. Последние годы отмечены критическим ростом природных и техногенных катастроф. Чтобы уменьшить число жертв среди населения — требуются специально подготовленные кадры, которые в любую минуту готовы прийти на помощь пострадавшим или попавшим в беду людям. В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку учащихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.
Отличительная особенность программы как раз и заключается в том, что в ней наряду с формированием у учащихся туристских знаний, умений и навыков, особое внимание уделяется формированию знаний, умений и навыков деятельности в чрезвычайных ситуациях, в ее профессиональной ориентированности на подготовку к службе в системе МЧС РФ.
Педагогическая целесообразность программы заключается в ее направленности на развитие у учащихся физических, нравственных и морально-волевых качеств, формирование навыков здорового образа жизни и действий в экстремальных ситуациях, а также на профессиональное самоопределение.
Программа разноуровневая, имеет три уровня сложности. Первый год обучения имеет стартовый уровень, второй и третий года — базовый, четвертый год — продвинутый. На стартовом уровне учащиеся получают начальные знания по туризму и ориентированию, участвуют в соревнованиях на базе образовательного учреждения. Получают первичные знания о походах, личном и групповом снаряжении, оказании первой помощи, совершают 1-2 дневные некатегорийные походы в окрестностях города Прокопьевска. На этом уровне большое внимание уделяется физической подготовке учащихся.
Обучаясь на базовом уровне, учащиеся расширяют знания и умения по туризму и ориентированию, оказанию первой помощи, участвуют в городских и областных соревнованиях. Овладевают навыками выживания в сложных условиях (климатических, погодных, бытовых), проходят подготовку к выживанию в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях, а также к действиям в условиях поисково-спасательных работ. На этом этапе большое внимание уделяется не только физической, но и специальной подготовке, изучению туристических возможностей Кузбасса с последующим осуществлением походов 1-2 категории сложности в Горную Шорию и Кузнецкий Алатау.
На продвинутом уровне происходит углубление ранее полученных знаний, умений и навыков, учащиеся участвуют в областных, региональных и всероссийских соревнованиях, совершают походы 1-3 категории сложности в Кузнецкий Алатау. Большое внимание уделяется профориентационной деятельности — знакомству с профессией спасателя и учебными заведениями, где эту специальность можно получить.
Адресат программы
Программа рассчитана на учащихся в возрасте 11-17 лет. Прием учащихся производится на основании письменного заявления родителей и справки о состоянии здоровья (в связи с повышенной физической нагрузкой на занятиях). Наполняемость группы: 11-15 человек.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 4 года обучения. Время, отведенное на обучение в первый учебный год, составляет — 144 часа, из расчета 4 часа в неделю, второй — четвертый года обучения — 216 часов, из расчета 6 часов в неделю. Общее количество: 792 часа.
Режим занятий
Уровень
освоения программы |
Год обучения | Количество
часов занятия |
Количество занятий в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
Стартовый | 1 год | 2 часа | 2 раза | 4 часа | 144 часа |
Базовый | 2 год | 3 часа | 2 раза | 6 часов | 216 часов |
3 год | 3 часа | 2 раза | 6 часов | 216 часов | |
Продвинутый | 4 год | 3 часа | 2 раза | 6 часов | 216 часов |
Форма обучения: очная.
Формы организации обучения:
- групповые;
- микрогрупповые.
Формы занятий:
- теоретические занятия;
- занятия-соревнования;
- занятия на местности;
- занятия-тренировки;
- занятия-тренинги;
- занятия-игры;
- экскурсии;
- походы.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у учащихся навыков здорового образа жизни и безопасного поведения средствами спортивного туризма и ориентирования.
Задачи программы:
Образовательные:
- дать учащимся знания, умения и навыки по спортивному туризму и ориентированию, оказанию первой помощи и краеведению;
- обучить учащихся правилам безопасного поведения на соревнованиях и в природной среде;
- обучить способам и приемам пользования туристским и аварийно-спасательным оборудованием, снаряжением и инструментами;
- познакомить с профессиями, требующими владения туристскими навыками.
Развивающие:
- формировать навыки здорового образа жизни, развить физические качества учащихся: выносливость, ловкость, силу, быстроту;
- развивать способность быстро оценивать обстановку, адекватно реагировать на возникающие нестандартные, в том числе, экстремальные ситуации;
- развивать у учащихся интерес к профессиональному самоопределению, направленному на осознанный выбор профессии в системе МЧС РФ.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
- воспитывать морально-волевые качества: целеустремленность, дисциплинированность, самостоятельность, терпеливость, смелость, настойчивость, решительность, способность переносить физические и психологические нагрузки;
- воспитывать нравственные качества: трудолюбие, дружелюбие, сплоченность, сотрудничество, умение работать в команде.
Цель программы стартового уровня: формирование интереса учащихся к спортивному туризму и ориентированию.
Задачи программы стартового уровня:
Образовательные:
- дать учащимся основы знаний об истории развития туризма;
- дать учащимся начальные знания, умения и навыки по спортивному туризму и ориентированию, оказанию первой помощи и краеведению;
- познакомить с правилами безопасного поведения на занятиях, соревнованиях, в походе;
- познакомить с личным и групповым туристским снаряжением.
Развивающие:
- формировать навыки здорового образа жизни, развивать физические качества учащихся: выносливость, ловкость, силу, быстроту.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному городу;
- воспитывать морально-волевые качества: дисциплинированность, самостоятельность, терпеливость;
- воспитывать нравственные качества: трудолюбие, дружелюбие; сплоченность, сотрудничество.
Цель программы базового уровня: формирование у учащихся навыков спортивного туризма и ориентирования, здорового образа жизни и безопасного поведения.
Задачи программы базового уровня:
Образовательные:
- расширить знания учащихся об истории развития туризма;
- расширить знания учащихся о природе и истории родного края;
- расширить знания по технике и тактике спортивного ориентирования;
- расширить знания об основах оказания первой помощи;
- расширить знания о личном и групповом туристском снаряжении, познакомить со специальным туристским снаряжением.
Развивающие:
- формировать навыки здорового образа жизни, развивать физические качества учащихся: выносливость, ловкость, силу, быстроту;
- развивать способность быстро оценивать обстановку, адекватно реагировать на возникающие нестандартные, в том числе, экстремальные ситуации.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю, ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
- воспитывать морально-волевые качества: дисциплинированность, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, решительность;
- воспитывать нравственные качества: трудолюбие, дружелюбие, сплоченность, сотрудничество, умение работать в команде.
Цель программы продвинутого уровня: формирование у учащихся ответственного отношения к вопросам безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальной ситуации, стремления к здоровому образу жизни.
Задачи программы продвинутого уровня:
Образовательные:
- углубить у учащихся знания, умения и навыки по спортивному туризму и ориентированию, оказанию первой помощи и краеведению;
- углубить у учащихся знания, умения и навыки правил безопасного поведения на соревнованиях и в природной среде;
- углубить у учащихся знания, умения и навыки пользования туристским и аварийно-спасательным оборудованием, снаряжением и инструментами.
Развивающие:
- формировать навыки здорового образа жизни, развить физические качества учащихся: выносливость, ловкость, силу, быстроту;
- развивать способность быстро оценивать обстановку, адекватно реагировать на возникающие нестандартные, в том числе, экстремальные ситуации;
- развивать у учащихся интерес к профессиональному самоопределению, направленному на осознанный выбор профессии в системе МЧС РФ.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
- воспитывать морально-волевые качества: целеустремленность, дисциплинированность, самостоятельность, терпеливость, смелость, настойчивость, решительность, способность переносить физические и психологические нагрузки;
- воспитывать нравственные качества: трудолюбие, дружелюбие, выносливость, сплоченность, сотрудничество, умение работать в команде…… далее